В 6-7 лет ребенок входит в младший школьный возраст. Конечно, не все дети в этом возрасте идут в начальную школу, некоторые только готовятся к этому важному событию. Так или иначе, деятельность ребенка в этом возрасте из игровой постепенно переходит в учебную. Это ни в коем случае не означает, что ваш ребенок перестанет играть. Напротив, маленькому человеку в этом возрасте, как и раньше, требуются игрушки и игры, как со сверстниками, так и самостоятельные , с участием взрослых.
Главный процесс, который сопровождает развитие и все действия ребенка в этом возрасте – рефлексия, то есть анализ собственных мыслей и действий и принятие различных решений на его основе в процессе деятельности. Этот период в развитие ребенка влияет в дальнейшем на его способность адекватно формулировать мысли и контролировать свои чувства, намерения, желания.
Для того чтобы детские развивающие игры 6-7 лет соответствовали психологическим задачам данного возраста и помогали развивать способность к рефлексии, необходимо учитывать некоторые важные моменты:
1. У игры должна быть четкая цель. Это может быть выигрыш, либо какое-то достижение.
2. Игра выстраивается по определенным правилам.
3. Игра в этом возрасте не представляется возможной для ребенка без партнера – сверстника или взрослого.
4. Несмотря на наличие правил, каждому игроку должна быть дана достаточная свобода действий для выстраивания своей собственной стратегии.
Обучающий рефлексивный характер игр в этом возрасте хорош тем, что в них можно как использовать игрушки, спортивный инвентарь и учебные материалы, так и обойтись без них, проводя игры в уме.
Вот некоторые обучающие и развивающие игры для детей в возрасте 6-7 лет
- Игра «Запретное слово».
- Подходит в равной степени и для детского коллектива, и для игры ребенка со взрослым. Игра направлена на развитие внимания, а также на разработку словарного запаса. Заранее оговаривается одно или нескольких слов, которые являются запретными, то есть которые нельзя произносить в ходе игры. Как правило это слова «да», «нет», названия цветов и т.д. Вы задаете ребенку простые вопросы, а он должен отвечать вам избегая использования запретных слов. Например, вы договорились, что запретное слово будет «зеленый», и задаете ребенку вопрос: «Какого цвета листья на деревьях летом?». Он должен ответить, не нарушая правила игры. Тот, кто назвал запретное слово, становится ведущим, и задает следующий вопрос.
- Игры «Что лишнее?».
- Эти развивающие игры от 6 лет имеют 2 варианта - как на словах, в уме, так и с помощью реальных предметов, которые вы будете выкладывать перед ребенком. Предлагается 4 предмета, из которых ребенок должен логически исключить лишний. Например: ложка, тарелка, кастрюля, лопата. В данном случае ответ будет однозначным, так как лишний предмет определяется только по одному признаку – лопата не является посудой. В дальнейшем игру можно усложнять, и лишними могут оказаться разные предметы по разным причинам. Например: снег, облака, холодильник, небо. В этом случае лишним может быть холодильник, так как он не находится на улице или не относится к погодным явлениям Или же лишним может быть небо, так как все остальные предметы белого цвета.
- «Найди слагаемое от 10».
- Это, как уже можно было догадаться по названию, математическая игра. Она отлично подходит детям, которые умеют считать до 10. Если ваш ребенок продвинулся в счете гораздо дальше, можно усложнить правила по аналогии с описанной здесь игрой. Вы называете ребенку любое число до 10, а он должен назвать в ответ то число. Которого не хватает, чтобы в сумме получилось 10. Такие подсчеты в уме очень полезны для тех, кто готовится пойти в школу или учиться в младших классах.
- Игры «Анаграммы».
- В эти развивающие игры для 6-7 лет можно играть как с использованием листика и ручки, так и без всяких приспособлений. Вы предлагаете ребенку несколько букв и предлагаете составить из них слово и максимальное количество слов, в зависимости от количества букв. Например, из букв Т,К,О ребенок может составить слова кот, ток, кто и т.д. Естественно, игру можно усложнять, увеличивая количество букв. Если ваш ребенок достаточно развит, можно предложить ему вместо отдельных букв одно длинное слово, из которого он должен составить максимальное количество более коротких слов.