О том, чтобы ребенок много и, главное, с удовольствием читал, мечтают многие современные родители. Компьютеры, телевизоры и т.д. постепенно вытесняют из нашей жизни книги. Но ценность их по-прежнему очень велика для развития ребенка. В первую очередь, для формирования интереса к книгам родители должны сами читать много и читать ребенку каждый день.
Как же научить ребенка читать, и в каком возрасте лучше начать его обучать этой премудрости? Как и во многих других ситуациях, однозначного ответа нет. Все дети разные, развиваются в разном темпе, у них разные способности и наклонности, характеры и темпераменты. Рассмотрим наиболее популярные сегодня методы обучения детей чтению.
Традиционный метод
С ним (он еще называется аналитико-синтетический или фонетический метод обучения чтению) знакомы все. Именно так учились и учатся читать школьники, на его основе построены все Буквари. Сначала ребенка знакомят с буквами и их звучанием (важно именно называть звук). Буквы выучить достаточно просто, некоторые дети хорошо знают их буквально в 1,5-2 года. Затем переходят к сливанию их в слоги и далее в слова. Это уже сложно ребенку, а в 2-4 летнем возрасте практически невозможно. Нужно последовательно озвучить каждую букву слова, иногда и не один раз, чтобы догадаться, какое слово написано. Процесс это длительный и малоинтересный для ребенка, подходит больше всего для старших дошкольников-младших школьников, которые уже достаточно усидчивы, могут анализировать, оперировать абстрактными понятиями.
Метод Глена Домана
Глен Доман - это американский демобилизованный военный врач, работавший с детьми, получившими серьезные черепно-мозговые травмы и в результате - отклонения в умственном развитии. Он обнаружил, что если начинать заниматься с ребенком с раннего возраста (1,5-2 лет), то можно достичь феноменальных результатов, в частности в чтении. Это касается даже детей с такими серьезными диагнозами. Стремясь активизировать их умственную деятельность посредством чтения, Доман искал различные варианты. Обучение по букварям с такими детьми было неэффективно. Тогда он попробовал вариант запоминания слов целиком, совместно с отождествлением с определенным предметом. Опыт оказался более чем удачным и позволил больным детям научиться читать.
Суть метода Глена Домана заключается в том, что ежедневно родитель показывает малышу написанные на карточках крупным шрифтом красного цвета слова, соотнося их с объектами. Делать это нужно каждый день. Начинают с 3 карточек, постепенно увеличивая их количество. В один день показывается один раз старый комплект слов и два раза новый. После запоминания достаточно большого количества слов переходят к словосочетаниям. Сначала общеизвестные, например, цвета предметов, их размерность и т.д. Постепенно переходят к более сложным, а дальше и к предложениям. Так, еще не изучив ни одной буквы, малыш обучается чтению, зрительно запоминая слова. Алфавит он узнает уже в старшем дошкольном возрасте, когда психически готов к этому.
Естественно, сам процесс должен проходить без принуждения и достаточно короткое время, чтобы ребенку не надоело, и он не устал.
Кубики Зайцева
Н.А.Зайцев разработал в 80-х годах прошлого века собственную уникальную методику обучения чтению детей, начиная с 2 лет. В основе его лежит складовая система. Склад это не привычный нам слог, а пара гласной и согласной, согласной и знака, или вовсе одна буква. Написаны они не в книге, а на гранях кубиков. Объясняется это тем, что ребенок-дошкольник, не обладая аналитическим мышлением, воспринимает информацию посредством органов чувств. Поэтому все кубики Зайцева различаются по размеру, цвету, звучанию. Это помогает детям почувствовать через собственные каналы восприятия разницу между звонкими и глухими, мягкими и твердыми, гласными и согласными звуками. Из кубиков можно составлять сначала простые слова, запомнить которые ребенку легче, затем усложнять задание. Малыши очень быстро запоминают склады и начинают читать. Также важно проводить занятия в игре, не навязывая ничего, не принуждая и не торопя события. Дети сами выбирают нужный им темп занятий.
Азбука
Отдельно стоит остановиться на азбуках, которые во множестве продаются в книжных магазинах. Обычно они представляют собой изображение буквы, слова, начинающегося с него, и картинки. Например: "А - арбуз", "Б - банан", "В - волк" и т.д. Педагоги и психологи сходятся во мнении, что использовать подобные азбуки для изучения букв детьми любого возраста не рекомендуется. Дело в том, что ребенок связывает букву именно с картинкой, а не со звуком, поэтому составить слоги и слова не сможет. Переучить его в дальнейшем будет трудно.
Итог
Таким образом, существует несколько методик обучения чтению. Решив заниматься с ребенком, можно поэкспериментировать, что он воспримет лучше, что ему больше понравится. Вполне вероятно, что то, что не пошло с одним ребенком, с другим будет идеальным вариантом. Например, моя крайне непоседливая старшая дочь не желала рассматривать карточки Домана, но с удовольствием играла с кубиками Зайцева. Младший же сын заинтересовался карточками со словами буквально с годовалого возраста и через несколько месяцев занятий уже знал приличное количество слов. Непосредственно буквы мои дети выучили уже перед школой, легко и быстро. Сегодня оба моих ребенка читают бегло и превышают в два раза требуемую скорость чтения в начальной школе.
Мы вместе писали письма папе, я писала и проговаривала, а дочь мотала на ус. Что-то вроде "папа будешь чай?"
Ну и еще, мы в слоги как в карты играли, в подкидного дурачка. Без всяких правил, просто брали некоторые слоги, естественно не все и ходили друг к другу как в картах. Естественно, называя слоги.